Задевая «струны души»: музыкальный вечер романса

18.10.2023

ПревьюВ Минской областной библиотеке имени А.С. Пушкина 17 октября 2023 года состоялся литературно-музыкальный вечер «Романса звук прелестный», организованный совместно с Белорусской государственной филармонией.

Кто из современных слушателей ни разу не слышал романсов? Один из самых лирических музыкальных жанров, пришедший к нам из далёкой Испании, со временем стал настолько популярен в странах бывшего СССР, что создалось впечатление, будто он был придуман именно здесь, на родине «трёх Александров» – Алябьева, Варламова и Гурилёва. Именно эти композиторы сформировали «лицо» русского романса в первой половине XIX века. Однако подлинного пика своей популярности в русскоязычных странах жанр достиг в начале XX века с появлением таких неподражаемых его исполнителей, как Александр Вертинский, Варвара Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая и других. Несомненно, что романс во всех своих проявлениях оставил глубокий отпечаток в славянской культуре и способствовал созданию множества душевных и незабываемых композиций. Некоторые их них были исполнены в ходе вечера «Романса звук прелестный».

Для гостей литературно-музыкального вечера в очередной раз выступили лауреаты и дипломанты международных и национальных конкурсов, солисты Белорусской государственной филармонии, которые исполнили избранные произведения в жанре романса. Анна Янковская (сопрано) покорила слушателей своим исполнением таких композиций, как «Соловей» Александра Алябьева, «Восточный романс» Николая Римского-Корсакова, «Скажи, о чём в тени ветвей» Петра Чайковского, «У моего окна» Сергея Рахманинова и других песен. В свою очередь, Галина Сокольник (меццо-сопрано) блестяще выступила с композициями «Трепак» Модеста Мусоргского, «Ни слова, о друг мой» Петра Чайковского, «Христос воскрес» Сергея Рахманинова и «Очи чёрные» Флориана Германа. На вечере были представлены и другие романсы русских, белорусских и зарубежных авторов. Аккомпаниатором выступил лауреат международных конкурсов Сергей Войницкий (фортепиано), а роль ведущей и проводника по истории романса исполнила музыковед Екатерина Огородникова.

Пронзительные мелодии, наполненные лёгкой грустью и светлой печалью, смогли затронуть «струны души» каждого слушателя. В зале царила атмосфера настоящего большого творчества: когда необычайно гармонично слились музыка, слушатели, артисты и даже погода за окном, как будто лишний раз подтверждая, что идеальная музыка осени – это всегда романсы.

 

Материал подготовлен отделом маркетинга и социокультурной деятельности.