Импрессионизм в изобразительном искусстве: лекция Дарьи Пушко
27.10.2023В Минской областной библиотеке имени А.С. Пушкина 26 октября 2023 года состоялась лекция искусствоведа, арт-эдвайзера и автора кураторских проектов в сфере современной белорусской живописи Дарьи Пушко «Импрессионизм и его герои: художники, модели, маршаны».
В ходе лекции её автор разобрала на конкретных примерах творчество наиболее известных и влиятельных художников-импрессионистов. Каждый из них так или иначе имел отношение к «Салону отверженных» – выставке «отщепенцев» от мира искусства, чьи работы по тем или иным причинам были отклонены жюри официального Парижского салона – одной из самых престижных художественных выставок Франции. Слушатели узнали о двух живописцах с практически одинаковыми фамилиями – Эдуарде Мане и Клоде Моне. В противовес фамилиям, стили творцов кардинально различаются. Эдуард Мане предпочитал реалистичный стиль, контрастные цвета и делал акцент на людях, в то время как в творчестве Клода Моне превалируют природные пейзажи, выполненные в размытой, «дымчатой» манере с нежными, пастельными оттенками.
Дарья Пушко также поделилась малоизвестными фактами о жизни и творчестве других живописцев той эпохи. Так, Эдгар Дега, в своих сюжетах питавший особую страсть к динамичным сценам, будь то бальные танцы или лошадиные скачки, увлекался ещё и фотографией. Приглашая к себе профессиональных танцовщиц балета, Дега снимал их на камеру, а после перерисовывал наиболее удачные позы и движения для придания своим картинам максимальной реалистичности. В свою очередь, живописец Огюст Ренуар широко известен своими натуралистичными работами в стиле «ню», для которых художник нередко вывозил натурщиц на природу, в отличие от своих коллег, предпочитающих работать в павильонах. Изображал он и знаменитостей той эпохи – в частности, французская актриса и модель Жанна Самари обрела популярность после появления своих «солнечных» портретов авторства Огюста Ренуара.
Слушатели лекции также узнали о знаменитых маршанах – коллекционерах и меценатах, которые материально поддерживали живописцев и организовывали их персональные выставки. Среди поддерживающих и продвигающих импрессионистов меценатов особо выделяются имена Жюльена-Франсуа Танги, получивший прозвище «Папаша Танги», Поля Дюрана-Рюэля и Амбруаза Воллара. Многие картины этого жанра находились и в частных коллекциях «русских маршанов», среди которых были коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов.
Подводя итоги лекции, Дарья Пушко охарактеризовала импрессионизм как своеобразный «водораздел», который навсегда разделил живопись на «до» и «после», а также подарил миру отчаянных художников-бунтарей и героев своего времени, которые боролись за новые идеалы и творческую свободу, прежде всего – свободу самовыражения своих чувств и эмоций.
Материал предоставлен отделом маркетинга и социокультурной деятельности.