Белорусский партизан с французской душой: цикл Владимира Бокуна
27.11.2024В Минской областной библиотеке имени А.С. Пушкина 26 ноября 2024 года прошла очередная кино-лекция белорусского режиссёра и продюсера Владимира Бокуна из цикла литературно-исторических мероприятий под общим названием «Франция. Белорусский след». Цикл посвящён 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Во время своего предыдущего визита в библиотеку Владимир Викторович представил героические истории белорусов, волею судьбы оказавшихся на территории Франции, которые сражались в составе местных сил сопротивления. Судьба главного героя документальной ленты «Леон из Эльзаса. Белорусский партизан» из документального цикла «Обратный отчёт», чем-то схожа с судьбами Фёдора Кожемякина и Ивана Киселёва. С той лишь разницей, что на этот раз – всё случилось наоборот.
Молодой француз Леон Хейер, проживавший на территории Эльзаса-Лотарингии, работал обычным шахтёром, пока до его родного дома не добралась война. В возрасте девятнадцати лет Леон попал в немецкую армию. В апреле 1943 года на шоссе Слоним-Зельва бойцы партизанского отряда «Родина» под командованием Григория Кириллова обстреляли немецкий продуктовый грузовик – именно так выживший после аварии Хейер оказался у белорусских партизан. Несмотря на то, что в отряде состояли поляки, узбеки и румыны, к французу, да ещё и в немецкой форме, первое время относились холодно – обходили стороной, оружие не давали. Всё изменилось, когда Хейер прошёл «крещение огнём» и выполнил вместе с отрядом свою первую боевую задачу – подорвал военный поезд, перевозящий войска на фронт по линии Варшава-Минск. С этого дня Леон, или Лёня – именно такое имя ему дали в отряде – стал настоящим белорусским партизаном. За следующие несколько месяцев Леон уже окончательно стал своим. Выучив русский язык, он начал выступать в роли переводчика или, надев немецкую форму, совершать невероятно опасные вылазки в стан врага. В случае провала маскировки «переметнувшего» француза ждала страшная расплата. Спустя полтора года Барановичскую область, где дислоцировалась партизанская группа «Победа», освободили. Хейер вместе с другими партизанами-иностранцами вначале попал в Минск, оттуда был переправлен в Москву, затем – перевалочный пункт в Тамбове, где он оказался среди французов. Оттуда Леон, имевший специальную справку о своём партизанском прошлом, был переправлен в Одессу, откуда, наконец, вернулся в родную Францию. Родители уже не ожидали увидеть сына живым, ведь до этого Леон официально считался пропавшим без вести. Хейер женился, у него родились дети – одну из дочек он назвал Соней, на русский манер. В 1967 году вместе с женой и двумя дочерями Леон вернулся на белорусскую землю, которая стала для него вторым домом, и встретился с боевыми товарищами. Семилетняя Соня Хейер очень не хотела уезжать из Беларуси, мечтала остаться здесь навсегда, а после возращения домой ещё долго общалась со сверстниками на языке жестов – так же, как она разговаривала с белорусскими детьми. У себя на родине Леон стал настоящим героем. Не забыли о его заслугах и в Беларуси – в 1969 году представители Советского посольства в Париже наградили Хейера Орденом Отечественной войны.
Автор документального фильма Владимир Бокун подчеркнул, что история Леона Хейера не единична – всего на стороне белорусских партизан в годы Великой Отечественной войны сражались более пятидесяти французов, многие из которых погибли, отважно сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками. Леону удалось выжить и вернуться на родину, однако страшное военное прошлое ещё долгие годы не давало ему покоя, во снах перенося его обратно – в глубину белорусских лесов.
Материал подготовлен отделом маркетинга и социокультурной деятельности.