Погружение в мир загадок: лекция Сергея Махнача

09.12.2024

Превью

В Минской областной библиотеке имени А.С. Пушкина 6 декабря 2024 года прошла литературно-познавательная лекция «История детективного жанра и иллюстрирования детективной литературы» белорусского художника и писателя, автора персональной выставки в библиотеке «Тёплая осень» Сергея Махнача.

Английский писатель Уильям Сомерсет Моэм, одно время пребывавший в России в качестве агента британской разведки, утверждал, что жанр расследования, как и «крутой» детектив – мертвы… Его изречение, открывшее лекцию о самом интригующем литературном жанре, сходу заинтриговало слушателей, словно умело закинутый «крючок» в лихо закрученном романе. Не сбавляя накала страстей, Сергей Махнач поделился с аудиторией собственной детективной историей, приключившейся с ним в далёком детстве, когда будущий писатель получил конверт с пятью зёрнышками апельсина, точь-в-точь как в одноимённом рассказе о Шерлоке Холмсе. Разгадка оказалась элементарной – один из родственников решил подшутить над маленьким Сергеем, однако розыгрыш лишь распалил в мальчике любовь к литературным тайнам и загадкам.

Рассказывая об истоках детективного жанра, Сергей Анатольевич Махнач упомянул сочинения древних греков – Софокла и Геродота, знаменитую сказочную антологию «Тысяча и одна ночь» и старинные детективы из Китая. В качестве первопроходцев и сочинителей первых классических детективов были названы Эдгар Аллан По («Убийства на улице Морг») и Фёдор Достоевский («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»). «Золотой век детектива», который пришёлся на 1920-1930 гг., подарил этому жанру истинных мастеров своего дела. В это время творили Агата Кристи, Артур Конан Дойл, Гилберт Кит Честертон и другие выдающиеся писатели. Отметилась на ниве детектива и не самая очевидная фигура в лице патриарха английской литературы Чарльза Диккенса. Его последний, недописанный роман «Тайна Эдвина Друда» до сих пор будоражит воображение сотен тысяч поклонников жанра по всему земному шару. Не обошёл лектор стороной и белорусских авторов, прежде всего – Владимира Короткевича и его знаковые исторические детективы «Дзікае паляванне караля Стаха» и «Чорны замак Альшанскі», а также современных авторов – Мирослава Шайбака, Владимира Сивчикова, Николая Чергинца.

Будучи не только писателем, но и художником, Сергей Махнач уделил пристальное внимание авторам иллюстраций для самых знаменитых детективных рассказов и романов. Среди тех, кто внёс значительный вклад в художественное оформление жанра, выделяются Артур Рэкем и Обри Бёрдслей (романы Эдгара Аллана По), Даниэль Вьерхе и Роберт Фосетт (рассказы о Шерлоке Холмсе), Чарльз Коллинз и Люк Филдс (незаконченный детективный роман Чарльза Диккенса) и многие другие.

Материал о книжных иллюстрациях грамотно дополнил один из гостей встречи – белорусский поэт, художник и художник-оформитель, издатель Валерий Мищенко, который поделился со слушателями своим богатым опытом художественного оформления романов и сборников Агаты Кристи, Фёдора Достоевского, Михаила Булгакова и других классических авторов детективов.

В финале лекции, который, в отличие от детективов, было легко предугадать, все желающие смогли лично пообщаться с Сергеем Махначом и получить авторский автограф писателя на его детективном рассказе «Жасмин».

Материал подготовлен отделом маркетинга и социокультурной деятельности.