Борьба бессознательного и реального: лекция Павла Барахвостова

29.01.2025

Превью


В Минской областной библиотеке имени А.С. Пушкина 28 января 2025 года в рамках проекта «Философское кафе» прошла очередная научно-популярная лекция кандидата политических наук, доцента кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета Павла Александровича Барахвостова.

На этот раз в центре обсуждения оказалась психоаналитическая теория французского психиатра и философа Жака Лакана (1901–1981). В молодости окружение Жака составляла светская богема того времени и его однокурсники по учёбе на медицинском факультете в Университете Парижа. Очарованный научными идеями отца мирового психоанализа Зигмунда Фрейда (1856-1939), отучившийся Лакан стал психиатром, а его первые семинары и психоаналитические группы работали под девизом «назад к Фрейду». Однако, с течением времени, Лакан сформировал собственное учение, которое всё больше отходило от основ, заложенных в трудах Фрейда, пока в конце концов окончательно не вышло за границы концепций идейного наставника. В своём стремлении к независимости и обособленности от своего учителя Лакан, пожалуй, даже перестарался – его структурный психоанализ был признан одной из самых сложных для понимания теорий за всю историю человечества.

Павел Александрович поделился со слушателями основными базисами структурного психоанализа, сделав акцент на исследование Жаком Лаканом детского возраста, во время которого закладываются важнейшие черты характера будущего взрослого человека. Взяв за основу одну из констант Фрейда – бессознательное – Лакан описывает человеческую психику как систему, схожую по своему строению с языком, при этом вводя три так называемых психических регистра: реальное, воображаемое и символическое. Реальное – первичная и самая базовая инстанция – включает в себя непосредственно жизненные функции и отправления. Так, на уровне реального функционирует психика младенца, который воспринимает окружающий его мир в качестве «каши из ощущений», не выделяя в нём отдельные объекты и прислушиваясь лишь к позывам собственного тела. Следующая за реальной фаза – воображаемая – играет ключевую роль в формировании ребёнком мнения о самом себе. В возрасте от шести до восемнадцати месяцев в малыше развивается «стадия зеркала», во время которой ребёнок «отзеркаливает» на себя реакцию близких людей на его потребности и проступки. Наконец, третья стадия – символическая – формирует у малыша представления о культурных нормах и правилах, которые ребёнок усваивает бессознательно, «символически», чтобы иметь возможность нормально существовать в обществе.

В финале лекции Павел Барахвостов ответил на вопросы аудитории и по уже сложившейся традиции провёл викторину среди слушателей, самые внимательные из которых получили приятные подарки.

Цикл лекций «Философское кафе» будет продолжен в будущем – следите за анонсами на сайте и в социальных сетях библиотеки.

Материал подготовлен отделом маркетинга и социокультурной деятельности.