Они изменили мир кино: лекция Павла Барахвостова
27.02.2025В Минской областной библиотеке имени А.С. Пушкина 26 февраля 2025 года в рамках проекта «Философское кафе» прошла очередная научно-популярная лекция кандидата политических наук, доцента кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета Павла Александровича Барахвостова.
Свою новую лекцию Павел Барахвостов посвятил влиянию философских и эстетических течений на формирование принципиально нового формата в кинематографе XX века. Примером стали представители «новой волны» французского кино, которые по-бунтарски смело и бескомпромиссно отвергали привычные правила создания кино, создавая при этом собственные самобытные картины.
По словам лектора, «новая волна» стала логичным продолжением идей, заложенных в предшествующих ей поэтическом реализме и итальянском неореализме, чьи авторы стремились свести экранные условности к минимуму. Они делали упор на создание так называемой «киноправды» и следовали «чеховской полифонии». Среди творцов, оказавших большое влияние на представителей «новой волны», оказались режиссёры Орсон Уэллс и Альфред Хичкок. Уэллс стал первооткрывателем Le montage interdit – «запрещённого монтажа» или же длинного непрерывного кадра без монтажных склеек. В свою очередь, от мастера саспенса Хичкока «новая волна» унаследовала множество новаторских визуальных приёмов, в том числе – знаменитый «долли-зум», впервые использованный в картине «Головокружение» (1958).
Наиболее влиятельным представителем «новой волны» и одним из самых радикальных французских режиссёров 1960-х и 1970-х годов по праву считается Жан-Люк Годар (1930-2022), чьи работы носили подчёркнуто одиозный характер. Годар считал, что визуальная и сценарная части фильма должны находиться в резонансе – режиссёр предпочитал максимально аутентичную картинку, которая обрамлялась запутанным сюжетом и неестественными диалогами. Годар также являлся сторонником театральных методов немецкого драматурга Бертольта Брехта (1898-1956), у которого Жан-Люк перенял фирменный приём «ломки четвёртой стены», когда персонажи фильма прекрасно осознают, что история на экране – нереальна и дают знать об этом зрителю.
Павел Барахвостов также рассказал о творчестве других видных представителей французской «новой волны». Среди них – автор концептуальных фильмов «в режиме реального времени» без применения монтажа Жак Риветт (1928-2016), один из самых экспериментальных режиссёров «новой волны» Крис Маркер (1921-2012), французский фотограф и режиссёр Аньес Варда, чьи работы предвосхитили фильмы Годара и остальных, а также автор «Шербурских зонтиков» Жак Деми (1931-1990) и Ален Рене (1922-2014), чьи ранние работы часто относят к французской «новой волне».
«Философское кафе» Павла Барахостова будет продолжено – следите за анонсами на сайте и в социальных сетях библиотеки.
Материла подготовлен отделом маркетинга и социокультурной деятельности.