Нарушая правила в искусстве: лекция Павла Барахвостова
15.04.2025В Минской областной библиотеке имени А.С. Пушкина 14 апреля 2025 года в рамках проекта «Философское кафе» прошла очередная научно-популярная лекция кандидата политических наук, доцента кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета Павла Александровича Барахвостова.
Дерзкое, бунтарское и выходящее за грани дозволенного искусство, а также его авторы, ломающие устоявшиеся традиции и правила – именно они стали предметом разговора Павла Барахвостова со своими слушателями. Рассматривая абстрактную живопись и скульптуру Франции, лектор выделил два основополагающих исторических отрезка – начало XX века и период после окончания Второй мировой войны.
Истоками современных нонконформистских художественных течений стали множество известных жанров, появившихся в начале прошлого столетия. Среди них были выделены «фавизм», в рамках которого художники полностью отказались от теней и не ограничивали себя в цветовых сочетаниях; абстракционизм или искусство эмпатии; кубизм, прославленный Пабло Пикассо и Жоржем Браком; дадаизм, чьи последователи стремились дезориентировать зрителей с целью разрушения ожиданий от произведения; футуризм, пропагандировавший художественную смелость, дерзость и отрицание любых традиций и моральных устоев в искусстве.
К основным характеристикам современного абстрактного искусства Павел Барахвостов отнёс признание стремления к красоте признаком дурновкусия, размытые границы между зрителем и автором произведения и частую «смерть автора» – исчезновение следов художника из собственного творения. Одними из первых послевоенных жанров нонконформистского искусства можно называть «Наивное искусство» или же «примитивизм» с его лозунгом «рисуй как нравится, наплевав на каноны и правила», а также арт-брют («неотёсанное искусство»), наиболее часто распространённое среди душевнобольных людей. К ним же можно отнести определение «неформальное искусство», вобравшее в себя такие категории, как материализм, ташизм, лирическую абстракцию и даже литризм – использования текста в качестве арт-объекта.
Настоящим прорывом в неформальном искусстве Франции стало образование группы «Нового реализма», в состав которой вошли Ив Кляйн, Мартиал Райс, Даниэль Спери, Арман и другие живописцы. Творчество созидателей «нового реализма» зачастую открыто бросало вызов устоявшимся вкусам и привычкам французского общества – циничные инсталляции «Буржуазные отходы» и «Ватерлоо Шопена» Армана, вызывающие архитектурные решения и «кровоточащие» картины Ники Сен-Фаль, монохромные квадраты и рельефные портреты Ива Кляйна и многие другие произведения вызывают жаркие споры в искусствоведческой среде даже спустя десятилетия после их создания. Напоследок Павел Александрович рассказал о наиболее актуальных художниках-нонконформистах Франции, ярким примером которых выступает граффитист под псевдонимом JR, по известности соперничающий с американским Бэнкси.
«Философское кафе» Павла Барахостова будет продолжено – следите за анонсами на сайте и в социальных сетях библиотеки.
Материал подготовлен отделом маркетинга и социокультурной деятельности.