Вдохновение и сила: как прошло заседание книжного клуба о роли женщин в литературе

14.07.2025

Главное фото

13 июня 2025 года в читальном зале ГУ «Минская областная библиотека им. А.С. Пушкина» состоялось заседание книжного клуба Pro литературу на тему «Вдохновение и сила: женщины в литературе и жизни».

Участники клуба проследили эволюцию женских персонажей, начиная с античных героинь — верной Пенелопы из «Одиссеи» и страстной Медеи, олицетворяющей трагедию отвергнутой женщины. Далее обсуждение перешло к эпохе Просвещения, где впервые появились героини с проблесками самостоятельности, а затем к XIX веку с его трагическими образами Анны Карениной и Эммы Бовари, чьи судьбы отражали конфликт между личными стремлениями и общественными нормами. В XX веке на первый план вышли бунтарки вроде Клариссы Дэллоуэй из романа Вирджинии Вулф, символизирующие новый этап эмансипации, а завершили анализ современными сложными персонажами, среди которых отметили Китнисс Эвердин из «Голодных игр» — воплощение силы, независимости и моральных дилемм.

Отдельно обсудили феномен «женской прозы» и вопрос о том, существует ли гендерная специфика в литературе.

Во второй части встречи говорили о реальных женщинах, стоявших за великими произведениями как музы, или даже соавторы: Вере Набоковой, спасшей рукопись «Лолиты» от уничтожения; Софье Толстой, семь раз переписавшей «Войну и мир» и фактически выступившей соредактором; Консуэло де Сент-Экзюпери, ставшей прототипом розы в «Маленьком принце» и о многих других.

Завершая встречу, участники вспомнили женщин, вынужденных скрывать своё авторство: Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс), публиковавшуюся под мужским псевдонимом; сестёр Бронте, чьи романы сначала выходили под мужскими именами; Мэри Шелли, опубликовавшую «Франкенштейна» анонимно.

Затронули и другие области искусства: Розу Бонёр, носившую мужскую одежду ради занятий живописью, Камиллу Клодель, чьи скульптуры долго оставались в тени Родена и Фанни Мендельсон, чьи музыкальные сочинения издавались под именем брата.

Дискуссия наглядно показала, что история женского творчества — это история постоянной борьбы за право быть услышанной, где каждая эпоха требовала от женщин особой стойкости и мужества, чтобы их талант получил признание.