От «Поэтики» до «Нового романа»: философское осмысление литературы

20.05.2025

Превью

В Минской областной библиотеке имени А.С. Пушкина 19 мая 2025 года в рамках проекта «Философское кафе» прошла очередная научно-популярная лекция кандидата политических наук, доцента кафедры политологии Белорусского государственного экономического университета Павла Барахвостова.

Темой для новой беседы со слушателями была выбрана литература как вид и жанр искусства. В то время как архитектура, живопись, музыка и особенно кино на протяжении столетий эволюционируют с пугающей быстротой, литература будто бы застряла во времени, используя в своей основе правила и приёмы, впервые зародившиеся ещё в Древней Греции. Так ли это на самом деле? И какие метаморфозы претерпела книжная культура за последние века? Ответам на эти и другие вопросы была посвящена лекция Павла Барахвостова.

У истоков философского осмысления литературы стоял никто иной, как греческий философ и эрудит Аристотель (384-322 год до н.э.). Его трактат «Поэтика» (335 год до н. э.) впервые ввёл базовые и основополагающие понятия мировой драматургии, такие как мимезис (подражание реальности), катарсис (очищение души, следующее за кульминацией), миф (сюжет и его классическая трёхактная структура), этос (герой) и единство действия. Позднее идеи Аристотеля логично развили в своих философских трудах французский поэт и литературный критик Никола Буало (1636-1711) и «отец» мировой литературной критики Дени Дидро (1713-1784). В частности, в своём трактате в стихах «Поэтическое искусство» (1674) Буало призывал вносить в литературу нравственный посыл, отсекать все лишние детали и придерживаться триединства действия, места и времени. В свою очередь, Дидро ввёл понятия театральной «четвёртой стены» и цельности эмоций в игре персонажей на сцене, что позднее нашло своё отражение в знаменитой актёрской методике Константина Станиславского (1863-1938).

Философскую полемику о роли литературы во Франции XIX века возглавляли такие широко известные творцы, как Виктор Гюго (1802-1885) и Теофиль Готье (1811-1872), а также норвежский драматург, основатель европейской «новой драмы» Генрик Ибсен (1828-1906). Позиция Гюго заключалась в обязательной вовлечённости автора в политические, экономические и иные процессы, происходящие в родной стране, и отображение их на страницах произведений. Автор романа «Собор Парижской Богоматери» (1831) также настаивал на том, что писать следует только о выдающихся личностях (героях) или сильных, вневременных эмоциях и поступках. В противовес ему выступали  Готье и Ибсен. Первый считал, что искусство само по себе никому и ничего не должно и писатель не обязан соблюдать актуальную политическую или иную другую повестку. Ибсен же выступал не за пафосную героику, а детальное отображение действительности с её «мелкими», порой необязательными, но реалистичными ритуалами.

В то же время разгорались различные споры о формах и методах написания литературы. Так, символисты и унанимисты настаивали на консервативных жанрах,  возращению к «социальным» сюжетам, они призывали отказаться от чрезмерной усложнённости языка. Их оппоненты – последователи Гийома Аполлинера (1880-1918) и «автоматического письма» Андре Бретона (1896-1966) – проповедовали радикально новые формы литературы, в том числе книги, написанные в состоянии гипноза, алкогольного или наркотического опьянения. Ярким примером последнего выступали ученики школы «Потока сознания», вдохновлённые учениями Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Среди новаторов театральной драматургии и литературы XX века особо выделяются фигуры немецкого драматурга, поэта и прозаика Бертольда Брехта (1898-1956), французского философа-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра (1905-1980) и французского сценариста и кинорежиссёра, представителя «новой волны» Алена Роб-Грийе (1922-2008). Все они так или иначе относилась к литературному направлению «нового романа» или «антиромана», чьи отличительные черты – показательный отказ от правдоподобности, главного героя (героев), линейного повествования и вовлечённости автора. Это – и многое другое – позволило «новому роману» стать дуновением «свежего ветра», подтолкнувшем дальнейшее развитие мировой драматургии и литературы.

Материал подготовлен Никитой Мищенко, отдел маркетинга и социокультурной деятельности.

Фото - Алина Черноокая.